О проекте

Гомельская область расположена на юго-востоке Беларуси, граничит с Брянской областью России, Киевской, Черниговской и Житомирской областями Украины.

Территория Гомельщины - 40,4 тыс. кв. км. Зеленое одеяло лесов окутывает треть области, а крупные реки - Днепр, Сож, Березина и Припять - важные судоходные артерии Беларуси.

На территории области расположены Национальный парк "Припятский" и Полесский радиационно-экологический заповедник.

Предметы древнего искусства бережно хранят в 23 музеях, а двери 4 театров и филармонии гостеприимно распахнуты для желающих приобщиться к прекрасному в течение всего театрального сезона.

На территории региона находится 2540 памятников, 1360 из них – памятники истории и культуры, 140 – архитектуры, 1040 – археологии. И если последние из них (городища, могильники, древние стоянки) интересны скорее для археологов и историков, то остальные находят отклик в сердцах всех без исключения людей, путешествующих в поисках новых впечатлений, - ценителей шедевров архитектуры, искусства, любителей белорусской истории, мечтателей и искателей приключений.

Гомель Лоев Речица Юровичи Мозырь Туров Красный Берег Чечерск Ветка Справка
15.05.2018
Региональный обряд "Ваджэнне і пахаванне стралы" проведут в Ветковском районе

Региональный обряд "Ваджэнне і пахаванне стралы" проведут 17 мая в деревне Казацкие Болсуны и агрогородке Столбун Ветковского района, сообщили корреспонденту БЕЛТА в Ветковском центре культуры и народного творчества.

Данный обряд сохранился до наших дней в натуральных условиях и отличается разнообразием песен, хороводов и театрализованных действий. "Обряд каждый год проводится на шестой неделе после Пасхи в четверг - на православный праздник Вознесения Господня", - отметили в центре.

В каждой из деревень у обряда есть свои особенности: определенные мотивы песен, порядок шествия и т.д. При этом обряд "Ваджэнне і пахаванне стралы" деревни Казацкие Болсуны имеет статус историко-культурной ценности.

Праздник ежегодно собирает множество людей. В населенные пункты района приезжают гости не только из разных уголков Беларуси, но и зарубежья. Для проведения обряда сельчане, участники фольклорных коллективов, гости собираются в центре сел, водят хороводы и поют весенние песни. Затем, разделившись на шеренги, взявшись за руки, женщины идут в конец деревни к житному полю. По дороге они поют главную песню "Як пушчу стралу…"

На поле участники обряда водят "Кривой тонок" - на землю в три группы рассаживаются дети, и между ними женщины водят хоровод. "Здесь же проводят ритуальную игру: внезапно женщины подбегают к детям, вопрошая: "Чья каша подгорела?", - подкидывают ребятишек вверх, как бы символизируя рост будущего урожая. Также участники срывают колоски, обвязывают ими спины, чтобы они не болели, качаются в поле, чтобы недуг не настиг весь год. Колоски с поля несут домой. Считается: если положить их под крышу сарая, это поможет уберечь постройку от молний", - пояснили собеседники.

Кульминационным моментом обряда является "Пахаванне стралы". "Стрела" в данном случае обозначает молнию. Участники закапывают три колоска в землю и просят Бога, чтобы молния ничего не сожгла. Кроме того, закапывают мелкие предметы: пуговицы, булавки, монеты, при этом можно загадывать желание.

С поля участники обряда идут уже с летними песнями, так как "Ваджэнне i пахаванне стралы" - последний весенний обряд.

Все новости 
             

Разработка, информационное и техническое обеспечение: БЕЛТА, 2006